(О проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации": Запрос Гос. Думы Федер. Собрания РФ в Конституц. Суд РФ: Прил. к постановлению Гос. Думы Федер. Собрания РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД.-П. 2, абзац второй)
Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативных актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
В отличие от других источников права нормативный акт наиболее последовательно отвечает задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивает доступность, обозримость и точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создает основу для стабильности и четкости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет.
Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Нормативные акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на заранее не персонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно (до момента отмены). Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов.
Различаются:
· конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);
· подзаконные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.).
Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни, закон функционирует на вершине всей системы нормативных актов, имеет высшую юридическую силу.
Среди нормативных актов специального назначения выделяют основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила и т.д. В зарубежных странах кроме перечисленных встречаются и такие наименования нормативных актов, как ордонансы, билли, декреты и т.д.
Своеобразным видом нормативных актов являются международные и внутригосударственные договоры.