Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант 2009 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.
Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Демонстрационный вариант 2009 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.
Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1)отношения людей в процессе материального производства
2)подсечно-огневое земледелие восточных славян
3)проповедническая деятельность религиозных организаций
4)этнографические исследования
1)отношения людей в процессе материального производства
2)подсечно-огневое земледелие восточных славян
3)проповедническая деятельность религиозных организаций
4)этнографические исследования
A2 Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1)аграрный тип общества
2)неразвитость институтов частной собственности
3)особая ценность человеческой индивидуальности
4)преобладание коллективистских форм сознания
1)аграрный тип общества
2)неразвитость институтов частной собственности
3)особая ценность человеческой индивидуальности
4)преобладание коллективистских форм сознания
A3 Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1)уровень воспитанности
2)вся преобразовательная деятельность человека
3)производство материальных ценностей
4)художественное творчество
1)уровень воспитанности
2)вся преобразовательная деятельность человека
3)производство материальных ценностей
4)художественное творчество
A4 Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?
1)Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
2)В стране проживает многонациональное население.
3)Слабо развита сеть услуг.
4)Верховная власть в стране передается по наследству.
1)Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
2)В стране проживает многонациональное население.
3)Слабо развита сеть услуг.
4)Верховная власть в стране передается по наследству.
A5 Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?
А.Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б.Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А.Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б.Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А6 Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
1)любому виду познания
2)научному познанию
3)обыденному познанию
4)рациональному познанию
1)любому виду познания
2)научному познанию
3)обыденному познанию
4)рациональному познанию
A7 И человек, и животное
1)свободно определяют цель своего поведения
2)имеют индивидуальные интересы
3)осознают свою уникальность
4)зависят от природных условий
1)свободно определяют цель своего поведения
2)имеют индивидуальные интересы
3)осознают свою уникальность
4)зависят от природных условий
A8 Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1)материально-производственной
2)социально-преобразовательной
3)духовно-практической
4)духовно-теоретической
1)материально-производственной
2)социально-преобразовательной
3)духовно-практической
4)духовно-теоретической
A9 Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются
1)декорации
2)исполнители
3)музыкальные инструменты
4)зрители
1)декорации
2)исполнители
3)музыкальные инструменты
4)зрители
A10 Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A11 Экономическую сферу жизни общества характеризует
1)миграция сельского населения
2)межнациональная интеграция
3)разделение труда
4)социальная дифференциация
1)миграция сельского населения
2)межнациональная интеграция
3)разделение труда
4)социальная дифференциация
A12 Экономические системы различаются
1)объемом государственных расходов
2)степенью вмешательства государства в экономику
3)масштабами социальной поддержки населения
4)разнообразием природных ресурсов
1)объемом государственных расходов
2)степенью вмешательства государства в экономику
3)масштабами социальной поддержки населения
4)разнообразием природных ресурсов
А13 Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то
1)растет безработица
2)производители увеличивают предложение
3)снижается минимальный размер оплаты труда
4)сокращается неравенство доходов населения
1)растет безработица
2)производители увеличивают предложение
3)снижается минимальный размер оплаты труда
4)сокращается неравенство доходов населения
А14 Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А15 Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1)представляет собой волевое действие
2)побуждает людей к определенным действиям
3)обращается с помощью права ко всем гражданам
4)является отношением между людьми и социальными группами
1)представляет собой волевое действие
2)побуждает людей к определенным действиям
3)обращается с помощью права ко всем гражданам
4)является отношением между людьми и социальными группами
A16 Примером горизонтальной социальной мобильности является
1)получение очередного офицерского звания
2)перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3)выход на пенсию
4)переезд в другой город
1)получение очередного офицерского звания
2)перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3)выход на пенсию
4)переезд в другой город
A17 Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм
1)моральных
2)правовых
3)экономических
4)политических
1)моральных
2)правовых
3)экономических
4)политических
A18 Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?
1)Они совместно владеют квартирой.
2)Т. и В. живут вместе уже 15 лет.
3)У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.
4)Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
1)Они совместно владеют квартирой.
2)Т. и В. живут вместе уже 15 лет.
3)У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.
4)Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
A19 В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример
1)норм морали
2)эстетических норм
3)этических норм
4)правил этикета
1)норм морали
2)эстетических норм
3)этических норм
4)правил этикета
A20 Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.
Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.
Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А21 Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1)представляет собой волевое действие
2)побуждает людей к определенным действиям
3)обращается с помощью права ко всем гражданам
4)является отношением между людьми и социальными группами
1)представляет собой волевое действие
2)побуждает людей к определенным действиям
3)обращается с помощью права ко всем гражданам
4)является отношением между людьми и социальными группами
А22 Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?
1)выдвижение кандидатов списками от политических партий
2)создание одномандатных избирательных округов
3)формирование единого общенационального избирательного округа
4)тайная подача голосов избирателей во время голосования
1)выдвижение кандидатов списками от политических партий
2)создание одномандатных избирательных округов
3)формирование единого общенационального избирательного округа
4)тайная подача голосов избирателей во время голосования
A23 Систему разделения властей в РФ характеризует
1)подчинение судей парламенту
2)подчинение Правительства РФ Государственной Думе
3)самостоятельность каждой из ветвей власти
1)подчинение судей парламенту
2)подчинение Правительства РФ Государственной Думе
3)самостоятельность каждой из ветвей власти
4)соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе
A24 Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.
1)Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.
2)Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.
3)Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.
4)Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
1)Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.
2)Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.
3)Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.
4)Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
А25 Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они
1)устанавливаются государством
2)складываются в течение жизни нескольких поколений
3)регулируют отношения в сфере власти
4)устанавливают справедливость
1)устанавливаются государством
2)складываются в течение жизни нескольких поколений
3)регулируют отношения в сфере власти
4)устанавливают справедливость
A26 Гражданским правонарушением является
1)дача взятки должностному лицу
2)пропуск занятий без уважительной причины
3)нарушение условий авторского договора
4)нарушение правил дорожного движения
1)дача взятки должностному лицу
2)пропуск занятий без уважительной причины
3)нарушение условий авторского договора
4)нарушение правил дорожного движения
A27 Вынесение вотума недоверия правительству является функцией
1)президентской администрации
2)прокуратуры
3)парламента
4)судебной власти
1)президентской администрации
2)прокуратуры
3)парламента
4)судебной власти
A28 Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1)мать с дочерью выиграли приз в лотерее
2)отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3)супруги оформили развод
4)сын устроился работать в семейную фирму
1)мать с дочерью выиграли приз в лотерее
2)отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3)супруги оформили развод
4)сын устроился работать в семейную фирму
A29 Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?
А.Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.
Б.Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А.Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.
Б.Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны